
Парашют типа «крыло» (планирующая оболочка) называется так из-за своей формы. Он действительно имеет такой же профиль и аэродинамические свойства, как крыло самолета. Такие парашюты чем-то сродни планеру. Профиль крыла создает подъемную силу, благодаря которой парашют снижается медленнее, чем обычный круглый парашют той же площади. К примеру, самые маленькие круглые спортивные парашюты имеют площадь 50 м2, а самые большие «крылья»-тандемы для прыжков сразу двух парашютистов с одним парашютом — 40 м2. Площадь достаточно безопасных и простых в управлении классических куполов-«крыльев» составляет 22—27 м2, опытные спортсмены прыгают с куполами площадью 70—80 кв. футов (около 7 м2).
Самый маленький на сегодняшний день парашют-«крыло», на котором прыгает и безопасно приземляется парашютист, — это Icarus Extreme VX-39, имеющий площадь 39 квадратных футов (3,5 м2)! С ним прыгает американский парашютист-эксперт Луиджи Кани (Luigi Cani), член команды Team Extreme. Из-за маленькой площади скорость планирования на данном куполе настолько высока, что он может некоторое время лететь рядом со спортсменом в вингсьюте (см. раздел «Спортивные прыжки»), который еще не раскрывал парашюта. Используя такую возможность, парашютист Джеб Корлис (Jeb Corliss) производит полеты на вингсьюте совместно с пилотом VX-39 и готовится к попытке приземления в этом крылатом костюме без раскрытого парашюта.
Как же возникает подъемная сила? Смотрим схему обтекания крыла (рис. 27). Простейшее крыло имеет плоскую нижнюю и выпуклую верхнюю поверхности. Крыло, двигаясь поступательно, разделяет

Рис. 27. Схема обтекания крыла
встречный воздух на два потока. Поток, обтекающий крыло снизу, проходит путь АВ практически по прямой, то есть по кратчайшей траектории. Поток, обтекающий крыло сверху, идет по кривой траектории, более длинной. За задней кромкой крыла потоки снова объединяются. Следовательно, за одинаковое время воздух над крылом проходит большее расстояние, чем под ним, а значит, двигается с большей скоростью. Тут вступает в силу закон Бернулли, гласящий, что чем больше скорость движущегося газа (или жидкости), тем меньше его давление. Таким образом, давление воздуха над крылом ниже, чем под ним. Разность давлений создает подъемную силу. Напомним, что эффект проявляется только при поступательном движении крыла. Чем выше скорость, тем сильнее подъемная сила.https://yastatic.net/safeframe-bundles/0.83/1-1-0/protected/render.htmlРЕКЛАМА
Аэродинамические характеристики крыла зависят от профиля крыла (формы нервюры), формы крыла (рис. 28), удлинения. Наилучшее аэродинамическое качество обеспечивает крыло эллиптической формы с большим удлинением и тонким профилем. Удлинение — это отношение квадрата размаха к площади крыла. Для прямоугольных куполов эта величина равна отношению размаха к длине хорды. Зарубежные производители в характеристиках куполов приводят именно что соотношение, называемое aspect ratio (соотношение геометрических размеров). На рисунке показана фор ма нижних оболочек парашютов-«крыло». Черным цветом изображены «уши» (stabilizers), которые вообще-то являются вертикальными поверхностями, но некоторые производители куполов учитывают их при определении площади купола и значения aspect ratio.
Аэродинамическое качество. Любой не нейтральный парашют (имеющий собственную горизонтальную скорость) имеет такой параметр, как аэродинамическое качество, которое характеризует отношение горизонтального перемещения объекта к его вертикальному перемещению. Например, у большинства современных парашютов-«крыло» аэродинамическое качество около 2,5. Это означает, что парашют, потеряв 1 м высоты, переместится вперед на два с половиной метра. Или что то же самое, при вертикальной скорости 5 м/с такой парашют будет иметь горизонтальную скорость 5 х 2,5 = 12,5 м/с. Это, конечно, не сравнимо с качеством парапланов (до 8 единиц) и тем более планеров (до 40). Совершенствование аэродинамики парашютов имеет некоторые ограничения. Например, по сравнению с парашютом у параплана гораздо большее удлинение, намного меньшая относительная высота профиля, большее количество строп, обеспечивающих правильную форму купола. Все это существенно увеличивает аэродинамическое качество параплана. Однако для парашюта большее значение имеет соответствие следующим требованиям:
· купол, стропы, подвесная система должны выдерживать достаточно большие нагрузки (перегрузка при
раскрытии может составлять 16 g, параплан на такие нагрузки не рассчитан);
· компактность в уложенном виде, чтобы не создавать помех при работе в свободном падении, и как
следствие — ограничения по максимальной площади купола, количеству, толщине и длине строп;
· устойчивая работа в широком диапазоне режимов управления для обеспечения безопасного приземления
в различных погодных условиях и на различных площадках;
· относительная простота конструкции, обеспечивающая достаточно высокую надежность раскрытия;
· некоторые геометрические ограничения, влияющие на стабильное и ровное раскрытие. Например, парашют-«крыло», имеющий удлинение больше тройки, не всегда может наполниться воздухом без каких-либо перехлестов.
Оборотной стороной улучшения аэродинамического качества являются усложнение управления, пониженная устойчивость, менее стабильное раскрытие.

Рис. 28. Формы крыла, применяемые в парашютостроении
(в скобках указывается значение aspect ratio):
а — классический прямоугольный купол (1,8); б — скоростной прямоугольный купол (2,5); « — скоростной эллиптический купол (2,7)
Современные высококлассные купола планируют с высокими горизонтальными скоростями, приземляются «по-самолетному», но для управления ими требуется серьезная практическая подготовка. В то же время прямоугольные купола, сшитые из F-111, с толстым профилем и небольшим удлинением демонстрируют высокую устойчивость, в том числе в низкоскоростных режимах, простоту управления и наиболее предсказуемые раскрытия. По этой причине почти все запасные парашюты-«крыло» имеют именно такие характеристики.
Основные парашюты
Skylark
- Шкипер — 7-ми ячеечный основной парашют универсального назначения
- Магеллан — 9-ти ячеечный основной парашют среднего класса. Рекомендуется пилотам с обычным уровнем подготовки
- Одиссей — 9-ти ячеечный основной парашют класса «high performance». Рекомендуется для опытных пилотов
- Коммодор — 9-ти ячеечный студенческий парашют для парашютистов начального уровня
- Сирокко — 30-ти секционный диагональный парашют класса «ultra high performance» для соревнований по свупу
- Шкипер EVO — 7-ми ячеечный полуэллиптический парашют универсального назначения с высокими летными характеристиками
- Магеллан EVO — 9-ти ячеечный полуэллиптический основной парашют-крыло для пилотов среднего и высокого уровня подготовки
- Одиссей EVO — 9-ти ячеечный эллиптический парашют класса «high performance»
ParAAvis
- Дельфин-2 — 9-секционный парашют-крыло для парашютистов начального уровня подготовки
- Accurate — 7-ми секционный купол, классической прямоугольной формы, предназначен для выполнения прыжков на точность приземления
- Joker — 7-ми секционный универсальный парашют крыло. Подходит для видеооператоров и полетов в вингсьютах
- Ultimate — 9-ти секционный переходной купол, предназначен для выполнения парашютных прыжков парашютистами среднего уровня подготовки
- Ultimate II — 9-ти секционный эллиптический парашют для парашютистов среднего уровня подготовки
- Flash — 9-секционный эллиптический скоростной парашют
- Segment — 7-ми секционный парашют для купольной акробатики (ротация и перестроения)
- Rave — 9-секционный эллиптический купол для скоростного пилотирования
- Focus — 7-секционный купол для прыжков на точность приземления
- Ozone — 7-ceкционный основной парашют для начинающих и парашютистов со средним уровнем подготовки. Подходит для вингсьют-пилотов.
НПП «Звезда»
- Арбалет — 9-секционная парашютная система специального назначения
- Лесник-3 — 9-секционная парашютная система для десантирования парашютистов-пожарных с полным комплектом необходимого снаряжения
Ивановский парашютный завод «Полет»
- ПО-9 серии 2
- ПО-16
- ПО-17
- INSIDER — 9-секционный студенческий парашют
- MAGIC — 9-секционный переходной парашют
- SHARK — 9-секционный эллиптический парашют
- RUSH — 7-секционный парашют для купольной акробатики
- МАЛЬВА-24СК — 7-секционный точностной парашют
- МАЛЬВА-АКСИОМА — 7-секционный точностной парашют
- АЛЬФА-АКСИОМА — 7-секционный точностной парашют
- Импульс — 9-секционный парашют прямоугольной формы
- Дальнолет (проектное название) — система парашютная специального назначения
- Stayer — система парашютная специального назначения
- Insider 300-S — система парашютная специального назначения
- Беркут 2 — система парашютная специального назначения
РусПарашют
- Бриз — семисекционный основной парашют
- Фламинго — основной 9-ти секционный парашют с эллиптической задней кромкой (полуэлипс)
- Мастер-ХИТ — 7-секционный точностной парашют
- Эксперт-ХИТ — 7-секционный точностной парашют
Aerodyne
- Mamba — эллиптический 9-секционный парашют
- Pilot — 9-секционный универсальный купол
- Pilot 7 — 7-секционная версия купола Pilot, разработанная для вингсьют-пилотов
- Sensei — 21-секционный косонервюник для опытных пилотов
- Solo — 9-секционный студенческий парашют
- Triathlon — универсальный 7-секционный купол, может использоваться для купольной акробатики
- Vision — 9-секционный полностью эллиптический парашют
- ZULU — скоростной не косонервюрный эллиптический 9-секционный купол
Belaavis
- Аккурат-2010 — 7-секционный основной парашют, для прыжков на точность приземлений
Firebird
- Cayenne Light — 9-секционный переходной парашют
- Chilli — 9-секционный парашют класса «high performance»
- Exit One — 9-секционный студенческий купол
Icarus Canopies (NZ Aerosports)
- Safire 2 — 9-секционный слабоэллиптический универсальный купол
- Safire 3 — 9-секционный слабоэллиптический универсальный купол
- Crossfire 2 — 9-секционный полностью эллиптический скоростной купол для опытных пилотов
- Crossfire 3 — 9-секционный полностью эллиптический скоростной купол для опытных пилотов
- Omega — 7-секционный купол со слабозакругленными углами
- Icarus Student — 9-секционный прямоугольный студенческий парашют
- Kraken — 7-секционный парашют для вингсьют-пилотов
- JFX 2 — 7-секционный косонервюрный парашют, подходит в качестве первого косонервюрного купола
- Leia — 21-секционный косонервюрный купол для опытных свуперов
- Petra — специализированный парашют для самых опытных свуп-пилотов
Icarus World
- Equinox — 9-секционный студенческий парашют
- S Fire — 9-секционный слабоэллиптический универсальный купол (усовершенствованный Safire 2)
- Neos — 9-секционный высокоскоростной купол с гибридной конструкцией
- Omni — 7-секционный универсальный полуэллиптичный купол
- X Fire — 9-секционный эллиптический купол для опытных пилотов (усовершенствованный Crossfire 2)
- GT-R — 7-секционный косонервюрный парашют класса «super high performance»
- om-7- — 7-секционный слабоэллиптический купол для вингсьют-пилотов и парашютистов со средним опытом
North American Aerodynamics
- Jalbert Parafoil — 7-секционный точностной купол
- Parafoil 2000 — 7-секционный точностной купол
- Parafoil Gold — 7-секционный точностной купол
- Eagle-9 — 9-секционный парашют для купольной акробатики
Perfomance Designs
- Katana — 9-секционный полностью эллиптический купол для начинающих свуперов
- Navigator — 9-секционный студенческий парашют
- Pulse — 9-секционный слегка эллиптичный парашют
- Sabre2 — 9-секционный полуэллипс для продвинутых и парашютистов среднего уровня
- Sabre3 — 9-секционный универсальный полуэллипс
- Silhouette — 9-секционный слабоэллиптический купол, который хорошо управляется даже при низких нагрузках
- Spectre — слегка эллиптичный 7-секционный купол
- Stiletto — 9-секционный эллиптический купол для опытных пилотов
- Storm — 7-секционный купол для парашютистов с различным уровнем подготовки
- Velocity — 7-секционный высокоскростной косонервюрник
- Comp Velocity — 7-секционный косонервюрник, доработанный специально для соревнований по свупу
- Valkyrie — 7-секционный купол построенный на базе соревновательного 9-секционника Peregrine
- Vengeance — 9-секционный эллиптический купол из ткани с нулевой воздухопроницаемостью, изготовленный с применением технологии Air Lock
- Lightning — 7-секционный парашют для купольной акробатики
- CF Storm — версия парашюта Storm для купольной акробатики
- Zero — 7-секционный точностной купол
- Peregrine — 9-секционный косонервюрик, созданный исключительно для соревнований по свупу
- Horizon — 7-секционный купол для полет в вингсьюте
Precision Aerodynamics
- XAOS-27 — 27-секционный косонервюрный купол для опытных пилотов
- XAOS-21 — это 21-секционный косонервюрный купол для опытных пилотов
- Nitron — 9-секционный эллиптический купол
- Synergy — 7-секционный слабо-эллиптический универсальный парашют
- Fusion — 9-секционный эллиптический купол
- Falcon — 9-секционный парашют универсального назначения
- Interceptor — 7-секционный парашют для купольной акробатики
Fluid Wings
- HK — 27-секционный купол для полетов XRW
- HK Terminal — 27-секционный купол для полетов XRW, пригодный для использования в свободном падении
- AirWolf — 7-секционный косонервюрный купол класса «high performance»
- Helix — 21-секционный парашют для свуперов
- Gangster — 9-секционный парашют для начинающих парашютистов класса «high performance»
- Nexus — 9-секционный универсальный купол
- Prime — 9-секционный купол для парашютистов выходного дня
- Echo — 9-секционный купол класса «high performance» для пилотов, у кого больше 200 прыжков
Parachute Systems
- Hurricane — 9-секционный эллиптический парашют
- Volt — 9-секционный полуэллиптический парашют
- Ventus — 9-секционный слегка эллиптический купол
РПГ
- Course — студенческий девятисекционный слабоэллиптический основной парашют
Atair Canopies
- Cobalt — 9-секционный эллипc для опытных пилотов
- Dragon
- Radical — 9-секционный эллиптический парашют для опытных пилотов
- WINX
Запасные парашюты
Skylark
- 7-секционный запасной парашют Стандарт-7
Ивановский парашютный завод «Полет»
- 7-секционный запасной парашют ZOOM
- 9-секционный запасной парашют Резерв
ParAAvis
- Smile
- Space
- Space-2
Aerodyne
- Smart Reserve
- SmartLPV
Firebird
- Quick 400
- Rush
Icarus World
- Reserve
- Nano
Perfomance Designs
- Optimum
- PD Reserve
Precision Aerodynamics
- r-Max
North American Aerodynamics
- Eagle Reserve
Parachute Systems
- Decelerator
РусПарашют
- К-15 серии 2
Тандемные парашюты
Ивановский парашютный завод “Полет”
- TANDEM-330 и TANDEM-400 MILITARY
НПП “Звезда”
- Арбалет-3
ParAAvis
- Stealth Tandem
Aerodyne
- A2
Firebird
- Firebird Tandem
Icarus Canopies
- Icarus Tandem
Icarus World
- TX2
РПГ
- Nexxt
Бейс-системы
ParaAvis
- Hacker
Apex Base
- Flik Ultralite Apex Base
- Flik Apex Base
- Lobo Apex Base
Atair Canopies
- Troll DW
- OSP
- Peak
Squirrel
- Outlaw Squirrel
- Ibex Squirrel
Performance Designs
- Proxy