Парашюты типа «Крыло»

Парашют типа Крыло

Парашют типа «крыло» (планирующая оболочка) на­зывается так из-за своей формы. Он действительно имеет такой же профиль и аэродинамические свойства, как крыло самолета. Такие парашюты чем-то сродни пла­неру. Профиль крыла создает подъемную силу, бла­годаря которой парашют снижается медленнее, чем обычный круглый парашют той же площади. К приме­ру, самые маленькие круглые спортивные парашюты имеют площадь 50 м2, а самые большие «крылья»-тандемы для прыжков сразу двух парашютистов с одним парашютом — 40 м2. Площадь достаточно безопасных и простых в управлении классических куполов-«крыльев» составляет 22—27 м2, опытные спортсмены прыгают с куполами площадью 70—80 кв. футов (около 7 м2).

Самый маленький на сегодняшний день парашют-«крыло», на котором прыгает и безопасно приземляет­ся парашютист, — это Icarus Extreme VX-39, имеющий площадь 39 квадратных футов (3,5 м2)! С ним прыгает американский парашютист-эксперт Луиджи Кани (Luigi Cani), член команды Team Extreme. Из-за маленькой площади скорость планирования на данном куполе на­столько высока, что он может некоторое время лететь рядом со спортсменом в вингсьюте (см. раздел «Спортивные прыжки»), который еще не раскрывал па­рашюта. Используя такую возможность, парашютист Джеб Корлис (Jeb Corliss) производит полеты на винг­сьюте совместно с пилотом VX-39 и готовится к попытке приземления в этом крылатом костюме без раскрытого парашюта.

Как же возникает подъемная сила? Смотрим схему обтекания крыла (рис. 27). Простейшее крыло имеет плоскую нижнюю и выпуклую верхнюю поверхности. Крыло, двигаясь поступательно, разделяет

Рис. 27. Схема обтекания крыла

встречный воздух на два потока. Поток, обтекающий крыло сни­зу, проходит путь АВ практически по прямой, то есть по кратчайшей траектории. Поток, обтекающий кры­ло сверху, идет по кривой траектории, более длинной. За задней кромкой крыла потоки снова объединяются. Следовательно, за одинаковое время воздух над кры­лом проходит большее расстояние, чем под ним, а зна­чит, двигается с большей скоростью. Тут вступает в силу закон Бернулли, гласящий, что чем больше скорость движущегося газа (или жидкости), тем меньше его дав­ление. Таким образом, давление воздуха над крылом ниже, чем под ним. Разность давлений создает подъем­ную силу. Напомним, что эффект проявляется только при поступательном движении крыла. Чем выше ско­рость, тем сильнее подъемная сила.https://yastatic.net/safeframe-bundles/0.83/1-1-0/protected/render.htmlРЕКЛАМА

Аэродинамические характеристики крыла зависят от профиля крыла (формы нервюры), формы крыла (рис. 28), удлинения. Наилучшее аэродинамическое качество обеспечивает крыло эллиптической формы с большим удлинением и тонким профилем. Удлине­ние — это отношение квадрата размаха к площади кры­ла. Для прямоугольных куполов эта величина равна отношению размаха к длине хорды. Зарубежные производители в характеристиках куполов приводят именно что соотношение, называемое aspect ratio (соотношение геометрических размеров). На рисунке показана фор ма нижних оболочек парашютов-«крыло». Черным цветом изображены «уши» (stabilizers), которые вооб­ще-то являются вертикальными поверхностями, но некоторые производители куполов учитывают их при определении площади купола и значения aspect ratio.

Аэродинамическое качество. Любой не нейтральный парашют (имеющий собственную горизонтальную ско­рость) имеет такой параметр, как аэродинамическое качество, которое характеризует отношение горизон­тального перемещения объекта к его вертикальному пе­ремещению. Например, у большинства современных парашютов-«крыло» аэродинамическое качество око­ло 2,5. Это означает, что парашют, потеряв 1 м высоты, переместится вперед на два с половиной метра. Или что то же самое, при вертикальной скорости 5 м/с такой парашют будет иметь горизонтальную ско­рость 5 х 2,5 = 12,5 м/с. Это, конечно, не сравнимо с качеством парапланов (до 8 единиц) и тем более пла­неров (до 40). Совершенствование аэродинамики па­рашютов имеет некоторые ограничения. Например, по сравнению с парашютом у параплана гораздо большее удлинение, намного меньшая относительная высота профиля, большее количество строп, обеспечивающих правильную форму купола. Все это существенно увеличивает аэродинамическое качество параплана. Однако для парашюта большее значение имеет соот­ветствие следующим требованиям:

· купол, стропы, подвесная система должны выдерживать достаточно большие нагрузки (перегрузка при
раскрытии может составлять 16 g, параплан на такие нагрузки не рассчитан);

· компактность в уложенном виде, чтобы не созда­вать помех при работе в свободном падении, и как
следствие — ограничения по максимальной площади купола, количеству, толщине и длине строп;

· устойчивая работа в широком диапазоне режимов управления для обеспечения безопасного приземления
в различных погодных условиях и на различных пло­щадках;

· относительная простота конструкции, обеспечи­вающая достаточно высокую надежность раскрытия;

· некоторые геометрические ограничения, влияю­щие на стабильное и ровное раскрытие. Например, парашют-«крыло», имеющий удлинение больше тройки, не всегда может наполниться воздухом без каких-либо перехлестов.

Оборотной стороной улучшения аэродинамическо­го качества являются усложнение управления, пони­женная устойчивость, менее стабильное раскрытие.

Рис. 28. Формы крыла, применяемые в парашютостроении

(в скобках указывается значение aspect ratio):

а — классический прямоугольный купол (1,8); б — скоростной прямо­угольный купол (2,5); « — скоростной эллиптический купол (2,7)

Современные высококлассные купола планируют с высокими горизонтальными скоростями, призе­мляются «по-самолетному», но для управления ими требуется серьезная практическая подготовка. В то же время прямоугольные купола, сшитые из F-111, с толстым профилем и небольшим удлинением демонстрируют высокую устойчивость, в том числе в низкоскоростных режимах, простоту управления и наиболее предсказу­емые раскрытия. По этой причине почти все запасные парашюты-«крыло» имеют именно такие характе­ристики.

Основные парашюты

Skylark

  • Шкипер — 7-ми ячеечный основной парашют универсального назначения
  • Магеллан — 9-ти ячеечный основной парашют среднего класса. Рекомендуется пилотам с обычным уровнем подготовки
  • Одиссей — 9-ти ячеечный основной парашют класса «high performance». Рекомендуется для опытных пилотов
  • Коммодор — 9-ти ячеечный студенческий парашют для парашютистов начального уровня
  • Сирокко — 30-ти секционный диагональный парашют класса «ultra high performance» для соревнований по свупу
  • Шкипер EVO — 7-ми ячеечный полуэллиптический парашют универсального назначения с высокими летными характеристиками
  • Магеллан EVO — 9-ти ячеечный полуэллиптический основной парашют-крыло для пилотов среднего и высокого уровня подготовки
  • Одиссей EVO — 9-ти ячеечный эллиптический парашют класса «high performance»

ParAAvis

  • Дельфин-2 — 9-секционный парашют-крыло для парашютистов начального уровня подготовки
  • Accurate — 7-ми секционный купол, классической прямоугольной формы, предназначен для выполнения прыжков на точность приземления
  • Joker — 7-ми секционный универсальный парашют крыло. Подходит для видеооператоров и полетов в вингсьютах
  • Ultimate — 9-ти секционный переходной купол, предназначен для выполнения парашютных прыжков парашютистами среднего уровня подготовки
  • Ultimate II — 9-ти секционный эллиптический парашют для парашютистов среднего уровня подготовки
  • Flash — 9-секционный эллиптический скоростной парашют
  • Segment — 7-ми секционный парашют для купольной акробатики (ротация и перестроения)
  • Rave — 9-секционный эллиптический купол для скоростного пилотирования
  • Focus — 7-секционный купол для прыжков на точность приземления
  • Ozone — 7-ceкционный основной парашют для начинающих и парашютистов со средним уровнем подготовки. Подходит для вингсьют-пилотов.

НПП «Звезда»

  • Арбалет — 9-секционная парашютная система специального назначения
  • Лесник-3 — 9-секционная парашютная система для десантирования парашютистов-пожарных с полным комплектом необходимого снаряжения

Ивановский парашютный завод «Полет»

  • ПО-9 серии 2
  • ПО-16
  • ПО-17
  • INSIDER — 9-секционный студенческий парашют
  • MAGIC — 9-секционный переходной парашют
  • SHARK — 9-секционный эллиптический парашют
  • RUSH — 7-секционный парашют для купольной акробатики
  • МАЛЬВА-24СК — 7-секционный точностной парашют
  • МАЛЬВА-АКСИОМА — 7-секционный точностной парашют
  • АЛЬФА-АКСИОМА — 7-секционный точностной парашют
  • Импульс — 9-секционный парашют прямоугольной формы
  • Дальнолет (проектное название) — система парашютная специального назначения
  • Stayer — система парашютная специального назначения
  • Insider 300-S — система парашютная специального назначения
  • Беркут 2 — система парашютная специального назначения

РусПарашют

  • Бриз — семисекционный основной парашют
  • Фламинго — основной 9-ти секционный парашют с эллиптической задней кромкой (полуэлипс)
  • Мастер-ХИТ — 7-секционный точностной парашют
  • Эксперт-ХИТ — 7-секционный точностной парашют

Aerodyne

  • Mamba — эллиптический 9-секционный парашют
  • Pilot — 9-секционный универсальный купол
  • Pilot 7 — 7-секционная версия купола Pilot, разработанная для вингсьют-пилотов
  • Sensei — 21-секционный косонервюник для опытных пилотов
  • Solo — 9-секционный студенческий парашют
  • Triathlon — универсальный 7-секционный купол, может использоваться для купольной акробатики
  • Vision — 9-секционный полностью эллиптический парашют
  • ZULU — скоростной не косонервюрный эллиптический 9-секционный купол

Belaavis

  • Аккурат-2010 — 7-секционный основной парашют, для прыжков на точность приземлений

Firebird

  • Cayenne Light — 9-секционный переходной парашют
  • Chilli — 9-секционный парашют класса «high performance»
  • Exit One — 9-секционный студенческий купол

Icarus Canopies (NZ Aerosports)

  • Safire 2 — 9-секционный слабоэллиптический универсальный купол
  • Safire 3 — 9-секционный слабоэллиптический универсальный купол
  • Crossfire 2 — 9-секционный полностью эллиптический скоростной купол для опытных пилотов
  • Crossfire 3 — 9-секционный полностью эллиптический скоростной купол для опытных пилотов
  • Omega — 7-секционный купол со слабозакругленными углами
  • Icarus Student — 9-секционный прямоугольный студенческий парашют
  • Kraken — 7-секционный парашют для вингсьют-пилотов
  • JFX 2 — 7-секционный косонервюрный парашют, подходит в качестве первого косонервюрного купола
  • Leia — 21-секционный косонервюрный купол для опытных свуперов
  • Petra — специализированный парашют для самых опытных свуп-пилотов

Icarus World

  • Equinox — 9-секционный студенческий парашют
  • S Fire — 9-секционный слабоэллиптический универсальный купол (усовершенствованный Safire 2)
  • Neos — 9-секционный высокоскоростной купол с гибридной конструкцией
  • Omni — 7-секционный универсальный полуэллиптичный купол
  • X Fire — 9-секционный эллиптический купол для опытных пилотов (усовершенствованный Crossfire 2)
  • GT-R — 7-секционный косонервюрный парашют класса «super high performance»
  • om-7- — 7-секционный слабоэллиптический купол для вингсьют-пилотов и парашютистов со средним опытом

North American Aerodynamics

  • Jalbert Parafoil — 7-секционный точностной купол
  • Parafoil 2000 — 7-секционный точностной купол
  • Parafoil Gold — 7-секционный точностной купол
  • Eagle-9 — 9-секционный парашют для купольной акробатики

Perfomance Designs

  • Katana — 9-секционный полностью эллиптический купол для начинающих свуперов
  • Navigator — 9-секционный студенческий парашют
  • Pulse — 9-секционный слегка эллиптичный парашют
  • Sabre2 — 9-секционный полуэллипс для продвинутых и парашютистов среднего уровня
  • Sabre3 — 9-секционный универсальный полуэллипс
  • Silhouette — 9-секционный слабоэллиптический купол, который хорошо управляется даже при низких нагрузках
  • Spectre — слегка эллиптичный 7-секционный купол
  • Stiletto — 9-секционный эллиптический купол для опытных пилотов
  • Storm — 7-секционный купол для парашютистов с различным уровнем подготовки
  • Velocity — 7-секционный высокоскростной косонервюрник
  • Comp Velocity — 7-секционный косонервюрник, доработанный специально для соревнований по свупу
  • Valkyrie — 7-секционный купол построенный на базе соревновательного 9-секционника Peregrine
  • Vengeance — 9-секционный эллиптический купол из ткани с нулевой воздухопроницаемостью, изготовленный с применением технологии Air Lock
  • Lightning — 7-секционный парашют для купольной акробатики
  • CF Storm — версия парашюта Storm для купольной акробатики
  • Zero — 7-секционный точностной купол
  • Peregrine — 9-секционный косонервюрик, созданный исключительно для соревнований по свупу
  • Horizon — 7-секционный купол для полет в вингсьюте

Precision Aerodynamics

  • XAOS-27 — 27-секционный косонервюрный купол для опытных пилотов
  • XAOS-21 — это 21-секционный косонервюрный купол для опытных пилотов
  • Nitron — 9-секционный эллиптический купол
  • Synergy — 7-секционный слабо-эллиптический универсальный парашют
  • Fusion — 9-секционный эллиптический купол
  • Falcon — 9-секционный парашют универсального назначения
  • Interceptor — 7-секционный парашют для купольной акробатики

Fluid Wings

  • HK — 27-секционный купол для полетов XRW
  • HK Terminal — 27-секционный купол для полетов XRW, пригодный для использования в свободном падении
  • AirWolf — 7-секционный косонервюрный купол класса «high performance»
  • Helix — 21-секционный парашют для свуперов
  • Gangster — 9-секционный парашют для начинающих парашютистов класса «high performance»
  • Nexus — 9-секционный универсальный купол
  • Prime — 9-секционный купол для парашютистов выходного дня
  • Echo — 9-секционный купол класса «high performance» для пилотов, у кого больше 200 прыжков

Parachute Systems

  • Hurricane — 9-секционный эллиптический парашют
  • Volt — 9-секционный полуэллиптический парашют
  • Ventus — 9-секционный слегка эллиптический купол

РПГ

  • Course — студенческий девятисекционный слабоэллиптический основной парашют

Atair Canopies

  • Cobalt — 9-секционный эллипc для опытных пилотов
  • Dragon
  • Radical — 9-секционный эллиптический парашют для опытных пилотов
  • WINX

Запасные парашюты

Skylark

  • 7-секционный запасной парашют Стандарт-7

Ивановский парашютный завод «Полет»

  • 7-секционный запасной парашют ZOOM
  • 9-секционный запасной парашют Резерв

ParAAvis

  • Smile
  • Space
  • Space-2

Aerodyne

  • Smart Reserve
  • SmartLPV

Firebird

  • Quick 400
  • Rush

Icarus World

  • Reserve
  • Nano

Perfomance Designs

  • Optimum
  • PD Reserve

Precision Aerodynamics

  • r-Max

North American Aerodynamics

  • Eagle Reserve

Parachute Systems

  • Decelerator

РусПарашют

  • К-15 серии 2

Тандемные парашюты

Ивановский парашютный завод “Полет”

  • TANDEM-330 и TANDEM-400 MILITARY

НПП “Звезда”

  • Арбалет-3

ParAAvis

  • Stealth Tandem

Aerodyne

  • A2

Firebird

  • Firebird Tandem

Icarus Canopies

  • Icarus Tandem

Icarus World

  • TX2

РПГ

  • Nexxt

Бейс-системы

ParaAvis

  • Hacker

Apex Base

  • Flik Ultralite Apex Base
  • Flik Apex Base
  • Lobo Apex Base

Atair Canopies

  • Troll DW
  • OSP
  • Peak

Squirrel

  • Outlaw Squirrel
  • Ibex Squirrel

Performance Designs

  • Proxy